07.04.09, 13:42, Николай Двас
Когда неделю назад «Руформатор»
писал о принятии Госдумой закона, посвященного деятельности
платежных терминалов, трудно было предположить, что он в
конечном итоге будет отклонен. Совет Федерации вернул закон на
доработку.
«Ведомости» сообщили, что в верхней палате проект отклонили,
руководствуясь возражениями, внесенными Ассоциацией российских
банков (АРБ). Председатель комитета по платежным системам НАУЭТ
Борис Ким рассказал, что может стоять за
неконструктивным поведением банковской ассоциации и какие
последствия это может повлечь за собой.
- Инициатива ассоциации российских банков о том,
чтобы все платежные агенты регистрировались в ЦБ и открывали
специальные банковские счета для приема платежей - насколько
она, вообще говоря, исполнима? Может ли рынок терминалов так
работать?
- В правовом плане прием платежей по агентской модели ничем
не отличается от торгово-посреднической деятельности или продажи
услуг - билетов, страховых полисов, турпутевок. Почему АРБ не
ставит вопрос о регистрации в ЦБ «Перекрестка» или «Евросети»?
Банк России, видимо, эту ситуацию понимает глубже, чем АРБ, и
поэтому в официальном письме в Комитет по финансовым рынкам ГД
РФ за подписью С. М. Игнатьева отказался от контроля агентов по
приему платежей. Операторы по приему платежей согласно закону
должны предоставлять в Банк России статистическую информацию о
своей деятельности. Но здесь работает мониторинговая, а не
надзорная функция Банка России. Может ли рынок терминалов так
работать? Может. Вопрос не в этом. АРБ ратует за усиление
регулирования этого сектора с тем, чтобы в идеале (в их идеале)
его регулирование было таким же жестким, как банковское.
- А чем это плохо? Не для агентов - для потребителей?
- Бесплатного регулирования не бывает. В конце концов, за
усиление регулирования заплатит потребитель - снижением
доступности услуги, ее качества, повышением цены. Существует
универсальный и простой принцип - степень регулирования должна
быть пропорциональна рискам. В модели моментальных платежей нет
потребительских рисков, поскольку этот риск принимает на себя
поставщик услуг. Поэтому во всем мире такая деятельность не
является банковской и не требует лицензирования
- Каким, вы предполагаете, может быть компромисс,
устраивающий и АРБ, и терминалы?
- Надо различать две позиции АРБ - формальную и по существу.
С формальными требованиями АРБ компромисс вполне возможен.
Однако я наблюдаю позицию АРБ по этому вопросу в течение многих
лет и убежден, что их конечная цель - запретить агентскую модель
как таковую. Причем нельзя не отметить, что Ассоциация
Российских Банков в этом вопросе выступает против интересов
самих российских банков. Дело в том, что бизнес по приему
платежей для банков либо очень низкомаржинален, либо убыточен.
Банки заинтересованы в том, чтобы передать этот бизнес на
аутсорсинг. Такой аутсорсинг как раз предусмотрен законами,
против которых АРБ так активно выступила. Я думаю, что
компромисс с позицией АРБ «по существу» невозможен, потому что
эта позиция игнорирует интересы потребителей, государства и
банков. При этом я говорю, конечно, о позиции президента АРБ, а
не об АРБ, как об ассоциации. Банки-члены ассоциации давно и
активно работают с системами моментальных платежей в двух
направлениях: используя их как агрегаторов, через которые
проводятся регулярные платежи клиентов, и для погашения кредитов
вместе с пополнением банковских счетов.
- Президент АРБ предположил, что в нынешнем виде «законопроект
способствует образованию параллельной платежной системы, неподконтрольной
государству, и не защищает права потребителей». Насколько он прав - верно
ли, что функции предлагаемой системы терминалов перекрывают функции банков?
- Президент АРБ постоянно вольно или невольно путает два понятия -
переводы без открытия счета и расчеты. Переводы без открытия счета - это
банковская деятельность, расчеты - нет, и им посвящены несколько глав
Гражданского Кодекса. На участии в расчетах юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей построена огромная часть нашей экономики. Сказать, что все
это банковская деятельность - абсурд не только правовой, но и экономический.
Функционально агентская модель позволяет добиться того же результата, что и
перевод без открытия счета. Но утверждать, что это одно и то же - значит,
например, утверждать, что кит - это рыба, потому что живет в воде и у него
есть хвост. Разница между тем очень существенная и на это не раз обращали
внимание в своих заключениях авторитетные правоведы из Института государства
и права РАН, Института законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве РФ, Юридического факультета МГУ им М.В Ломоносова. В агентской
модели риск неплатежа лежит на поставщике услуги, а в банковском платеже -
на банке, т.е. на плательщике, который неудачно выбрал банк. Именно поэтому
банки регулируются очень жестко.
А права потребителей услуг агентов защищены?
- Как я уже говорил, с правовой точки зрения потребитель защищен сильнее, чем
в банковской модели. Доля моментальных платежей в оплате регулярных услуг
постоянно растет, а банковских - падает, это значит, что потребитель голосует
рублем. Сомневаюсь, что он бы это делал, если бы ему предлагали некачественную
услугу. Мне ничего неизвестно о претензиях к операторам моментальных платежей со
стороны Роспотребнадзора, ФАС, прокуратуры в связи с защитой прав потребителей.
Зато мне известны многочисленные примеры таких претензий к банкам. Надо сказать,
что в этих конфликтах АРБ, как правило, занимает не сторону потребителей. Может
быть, руководству АРБ стоит больше внимания уделить вопросам защиты прав
потребителей в банковском секторе? При этом я не утверждаю, что в системах
моментальных платежей все идеально. Всегда есть, куда совершенствоваться. Новый
закон - как раз шаг в этом направлении. В нем установлены требования к
квитанции, внесены изменения в закон о защите прав потребителей, урегулированы
вопросы выдачи кассового чека. Совершенно очевидно, что такая позиция АРБ,
напротив, создает условия для нарушения прав потребителей. Неслучайно, что Союз
участников потребительского рынка России поддержал закон.
- В утверждении Гарегина Тосуняна был еще один пункт - про
неподконтрольность деятельности терминалов государству. Как вы можете трактовать
это утверждение?
- Как еще один пример утверждения, несоответствующего фактам. Контроль есть и
сейчас, а закон его только усиливает. В рамках своих полномочий, контроль
осуществляют Роспотребнадзор, ФАС, ФНС, Росфинмониторинг, органы внутренних дел.
Президент АРБ ставит знак равенства между контролем и лицензированием. Этот
прием в дискуссии называется подмена тезиса и любой студент, изучивший курс
логики, скажет, что это - типичная ошибка аргументации, за которую на экзамене
ставят неуд. Контроль - шире лицензирования, но при этом лицензирование не
является панацеей: достаточно взглянуть на нынешний кризис.
Источник: http://www.ruformator.ru |